Новшества в законодательстве о защите прав потребителей
Проект, как следует из пояснительной записки к нему, призван упорядочить и актуализировать правовые нормы, направленные на повышение гарантий защиты прав потребителя как экономически слабой стороны гражданско-правовых отношений. Он разработан в том числе с целью отражения в законодательстве о защите прав потребителей опыта его применения и толкования судами, повышения эффективности судебных и несудебных форм защиты прав потребителей (Проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской федерации "О защите прав потребителей _").
Изменения планируется внести в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" и часть первую Гражданского кодекса, а также в отдельные законодательные акты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения с участием потребителя, – Воздушный кодекс и Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Отметим некоторые из проектируемых новелл.
Так, в Законе о защите прав потребителей предлагается уточнить понятие "потребитель", ввести понятие "вывеска".
Относительно личных покупок ИП и самозанятых планируется предусмотреть, что по сделкам, заключенным с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, или иной приносящей профессиональный доход деятельностью, они вправе пользоваться гарантиями, установленными Законом о защите прав потребителей.
Также в Законе о защите прав потребителей планируется закрепить, что иными законами могут быть предусмотрены дополнительные гарантии прав потребителей, однако снижение установленных им гарантий прав потребителей не допускается. Нормы о правах потребителей, ухудшающие положение потребителей или устанавливающие меньшие гарантии по сравнению с правилами, установленными указанным законом, не подлежат применению.
Целый ряд поправок, предусмотренных проектом, касается норм Закона о защите прав потребителей о сроке службы и гарантийных сроках.
Кроме того, проектом предлагается в качестве общего правила закрепить в законе, что неустойка за просрочку исполнения продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным ИП, импортером) требований потребителей в отношении товаров не может превышать общую цену товара. При длительном же нарушении потребитель сможет требовать неустойку в размере пятикратной цены товара за каждый месяц просрочки.
Также предлагаются изменения:
• обязывающие хозяйствующих субъектов доводить до сведения потребителей информацию об адресе своего сайта и электронной почты (при наличии);
• уточняющие обязанности потребителя по предоставлению предмета претензии на проверку качества и (или) экспертизу;
• предусматривающие условие освобождения хозяйствующего субъекта от штрафа за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя (предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей) и ряд иных.
Проектом, кроме того, предусмотрено внесение изменений в ГК РФ, в частности, в ст. 333, которая предоставляет суду право уменьшить сумму подлежащей уплате неустойки, если размер этой суммы явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства. Ее планируется дополнить новым пунктом, согласно которому установленные в ней правила не должны применяться к отношениям, вытекающим из договора, заключенного с гражданином, признаваемым потребителем в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Предлагаются проектом и иные новации, в частности, поправки в ВК РФ и Закона № 214-ФЗ, которые, как поясняют разработчики, призваны унифицировать правила о законной неустойке в потребительских правоотношениях, и некоторые другие.