Постановление правительства РФ от 16 декабря 2021 № 2314 "Об утверждении правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,, органами местного самоуправления или уп о

Постановление правительства РФ от 16 декабря 2021 № 2314 "Об утверждении правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,, органами местного самоуправления или  уполномоченными ими организациями  информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или сс помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержания информации о состоянии окружающей среды (экологической информации и формы ее размещения)

  постановление правительства 16.12.2021 2314.pdf  —  2406.3  Кб

        
Подробнее

Утверждены правила размещения общедоступной информации о состоянии окружающей среды

Соответствующее постановление подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным. Документ разработан Минприроды России.
Так, принятые Кабмином правила закрепляют, что данные об экологии являются общедоступными и предоставляются на бесплатной основе. Кроме того, граждане смогут узнавать о состоянии экологии в своём регионе и за его пределами из открытых источников.
Правила размещения сведений были утверждены Правительством в рамках принятого в марте 2021 года федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По новым нормам федеральные, региональные и местные власти должны опубликовать ключевую информацию о состоянии окружающей среды на своих официальных сайтах или доводить её до граждан с помощью государственных и муниципальных информационных систем с пояснением, где размещена информация и ссылкой на ресурс.
В самом перечне открытых сведений – 82 позиции. К сведениям, которые будут опубликованы, относятся:
- качество атмосферного воздуха;
- качество почвы;
- состояние водных и лесных ресурсов;
- вредные выбросы и сбросы;
- уровень радиационного фона;
- информация об объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду;
- данные о лесных пожарах и угрозах возникновения опасных гидрометеорологических явлений.
В правилах по каждому пункту указана периодичность обновления сведений и ведомство, ответственное за размещение информации.
Если актуальная информация по соответствующему пункту не была размещена, можно направить жалобу в ведомство, ответственное за размещение, либо обратиться в Генпрокуратуру.
Кроме того, в утвержденном списке - отчёты по мониторингу состояния загрязнения окружающей среды, доклады об особенностях изменения климата на территории России, комплексные планы мероприятий по снижению загрязняющих выбросов, отчёты о состоянии озонового слоя и ежемесячно обновляемые данные об общем содержании озона.
Ранее глава Минприроды Александр Козлов отмечал, что открытость экологической информации - это одно из приоритетных направлений государственной политики.
«В марте 2021 года Президент подписал закон об открытости экологической информации. На сегодняшний день подписано постановление, разработанное в Минприроды России, в котором будет перечислено, какие именно данные органы власти обязаны публиковать. Ключевой момент – оперативность и точность. Потому что экология – это дело каждого», – прокомментировал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.
Автор: Пресс-служба Минприроды России

Подробнее

 Памятка по обращению с домашними животными

Памятка по обращению с домашними животными

С 27 декабря 2018 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом установлено, что жестокое обращение с животным представляет собой такое обращение, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями). Нарушение требований к содержанию животных (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, также является жестоким обращением (пункт 5 статьи 3).
В статье 9 Федерального закона определены общие требования к содержанию животных их владельцами. К ним относятся:
обеспечение надлежащего ухода за животными;
обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий;
принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в случае отказа от права собственности на животного или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
Согласно статье 13 Федерального закона при содержании домашних животных (то есть животных, находящихся на содержании владельца – физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которых не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы) их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц. При выгуле необходимо соблюдать следующие требования: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования; не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.
Одновременно Федеральным законом установлены требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев (глава 4). Так, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с такими животными включают в себя:
их отлов, в том числе транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
содержание в приютах для животных;
возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев и др.
При отлове животных без владельцев, в частности, не допускается применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных. Также не допускается осуществлять их отлов в присутствии детей, за исключением случаев, если животные представляют общественную опасность.
Кроме того, за нарушение требований Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 21).

Подробнее

Информирование населения об экологическом просвещении на территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района

Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
Так, согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»" (далее -Федеральный закон № 7-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - это в том числе деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
На основании ст. 71 вышеуказанного Федерального закона в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статьей 74 названного закона установлено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального"-использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется также органами местного самоуправления.
В условиях сложной экологической обстановки в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. Так, в рамках своей деятельности администрация Чепигинского сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, района и региона в целом, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводит месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории поселения, посадке деревьев и цветов. На сайте Администрации помимо прочего размещается информация о введении карантинных периодов, пожароопасных периодов. Информация о проводимых экологических мероприятиях размещается в разделе Новости.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с01.01.2019 года к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отнесена также и организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Интернет-ресурсы экологической направленности
•    Министерство природных ресурсов России

•    Гринпис России

•    Ecocom — всё об экологии

•    su – «Сохраним планету»

•    Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Система охраны природы в Российской Федерации
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
•    природоохранное;
•    природоресурсное законодательство.
•    Земельный кодекс РФ;
•    Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
•    Лесной кодекс РФ;
•    Водный кодекс РФ;
•    Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
•    а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» закрепляются следующие правовые положения:
•    основы управления в области охраны окружающей среды;
•    права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
•    экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
•    нормирование в области охраны окружающей среды;
•    оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
•    требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
•    зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
•    государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
•    контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
•    научные исследования в области охраны окружающей среды;
•    основы формирования экологической культуры;
•    международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 18 указанного нормативного акта установлено, что: «Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…».
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Природоохранительные министерства и ведомства также наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции.
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
Общее законодательство:
1.    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2.    Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ.
3.    Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
Законодательство об экологической безопасности:
1.    Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
2.    Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
3.    Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
4.    Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
5.    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ.
Законодательство о радиационной безопасности населения:
1.    Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.
1.    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
3.    Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Законодательство об использовании и сохранении природных ресурсов:
1.    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
2.    Водный кодекс Российской Федерации.
3.    Земельный кодекс Российской Федерации.
4.    Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
5.    Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 N 2395-I.
6.    Лесной кодекс Российской Федерации.
7.    Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
8.    Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ.
Экологическая ситуация в Чепигинском сельском поселении Брюховецкого района в целом благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов. Ежегодно на территории поселения проводятся работы, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, организуются и проводятся субботники по благоустройству территории поселения.
Администрация Чепигинского сельского поселения убедительно призывает граждан, проживающих на территории нашего поселения, а также предпринимателей и юридических лиц, ведущих на территории сельского поселения свой бизнес, соблюдать требования законодательства в сфере экологии.
Берегите природу и ее экологическое состояние!

Подробнее

Памятка "Природные ресурсы и их использование"

Природные ресурсы и их использование
Природные ресурсы - это объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования. К ним относятся солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др.
Человек использует природные ресурсы в качестве источников энергии, предметов потребления, средств и предметов труда и др.
На фоне роста масштабов производства на первый план выступает вопрос об ограниченности природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей цивилизации, и о путях их рационального использования.
Человечество не может существовать, не используя природных ресурсов, не влияя на их количество и качество, а следовательно, не внося изменений в окружающую его природную среду.
Природные ресурсы классифицируют по ряду признаков:
•    по их использованию - на производственные (сельскохозяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреационные), эстетические, научные и др.;
•    по принадлежности к тем или иным компонентам природы - на земельные, водные, минеральные, а также на животный и растительный мир и др.;
•    по заменимости - на заменимые (например, топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить ветровой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить нечем);
•    по исчерпаемости - на исчерпаемые и неисчерпаемые.


К неисчерпаемым природным ресурсам относятся преимущественно процессы и явления, внешние по отношению к нашей планете и присущие ей как космическому телу. Прежде всего - это ресурсы космического происхождения, например, энергия солнечного излучения и ее производные - энергия движущегося воздуха, падающей воды, морских волн, приливов и отливов, морских течений, внутриземная теплота.
К исчерпаемым ресурсам относятся все природные тела, находящиеся в пределах земного шара как физического тела, имеющего конкретную массу и объем. В состав исчерпаемых ресурсов входит животный и растительный мир, минеральные и органические соединения, содержащиеся в недрах Земли (полезные ископаемые).
По способности к самовосстановлению все исчерпаемые ресурсы условно можно классифицировать на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые (см. схему).
Возобновимые ресурсы - это ресурсы, способные к восстановлению через различные природные процессыза время, соизмеримое со сроками их потребления.
К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно современных озер и морских лагун.
Невозобновимые ресурсы - это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или скорость их восстановления настолько мала, что практическое использование их человеком становится невозможным.
К ним относятся, в первую очередь, руды металлов и неметаллов, подземные воды, твердые строительные материалы (гранит, песок, мрамор и т. п.), а также энергоносители (нефть, газ, каменный уголь).
Особую группу составляют земельные ресурсы. Почва представляет собой биокосное тело, возникшее в результате различных форм выветривания (физического, химического, биологического) горных пород в обстановке различного климата, рельефа и в условиях земной гравитации.
Почвообразовательный процесс длителен и сложен. Известно, что слой черноземного горизонта толщиной 1 см образуется
примерно за столетие. Таким образом, будучи в принципе возобновимым ресурсом, почва восстанавливается в течение очень длительного периода времени (многие десятилетия и даже столетия), что дает основания оценивать ее как относительно возобновимый ресурс.
Особое положение имеют два важнейших природных тела, являющихся не только природными ресурсами, но и одновременно основными составляющими среды обитания живых организмов (природные условия): атмосферный воздух и вода. Будучи неисчерпаемыми в количественном отношении, они являются исчерпаемыми качественно (по крайней мере, в отдельных регионах). Воды на Земле достаточно, вместе с тем запасы пресной воды, пригодные к использованию, составляют 0,3% от общего объема.
Подобное положение характерно и для атмосферного воздуха, который в ряде крупных городов и промышленных центров так сильно загрязнен, что содержащиеся в нем примеси оказывают вредное воздействие на людей и другие живые организмы.
В 1957 году П. Дансеро сформулировал закон необратимости взаимодействия "Человек - Биосфера", согласно которому часть возобновимых природных ресурсов (животных, растительных) может стать исчерпаемой, невозобновляемой, если человек при нерациональных сельскохозяйственных, гидротехнических, промышленных и других мероприятиях сделает невозможным их жизнедеятельность и воспроизводство.
Так, неконтролируемая охота на стеллерову корову привела к ее исчезновению как биологического вида. То же самое произошло и с некоторыми другими видами животных.
В целом за последние 400 лет с лица Земли исчезло свыше 160 видов млекопитающих и птиц. В настоящее время, по данным Международного союза охраны природы (МСОП), в результате человеческой деятельности ежегодно исчезает по одному виду животных и растений.
Деление ресурсов по какому-то признаку весьма условно, поскольку один и тот же ресурс, например, вода в озере, может быть использован как для промышленных, сельскохозяйственных и рыбоводческих нужд, так и для рекреационных целей или просто имеет большую эстетическую ценность. При этом часто в действие вступает правило материального ресурса, согласно которому использование ресурса в одних целях затрудняет или исключает использование в других. Если в озеро сбрасываются отходы промышленного предприятия, даже в значительной мере очищенные, использование воды в целях рыбоводства и оздоровления населения затрудняется или становится невозможным.
В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо рассматривать целую сеть природных взаимосвязей и определять оптимальный вариант, приемлемый как для природы, так и для общества.
Процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества называется природопользованием.________________________________________Человечество интенсивно изменяет процессы круговорота всех химических веществ не только на локальном, но и на биосферном (глобальном) уровне.
Для того чтобы создать необходимую продукцию, получить энергию, сырье, человек находит и добывает природные ресурсы, перевозит их к местам переработки, производит из них необходимые предметы. Таким образом, человек вовлекает природные ресурсы в ресурсный цикл.
Под ресурсным циклом понимают совокупность превращений и пространственных перемещений определенного вещества (или группы веществ) на всех этапах использования его человеком (включая его выявление, подготовку к эксплуатации, извлечение из природной среды, переработку, превращение и возвращение в природу). Слово "цикл" предполагает замкнутость процесса. Известно, что в природе все химические вещества (вода, газы, металлы) движутся по замкнутому циклу. Ресурсный цикл как круговорот фактически не замкнут.
Концепция ресурсных циклов была предложена И. В. Комаром. Он выделил следующие ресурсные циклы: цикл энергоресурсов и энергии с гидроэнергетическим и энергохимическим подциклами; цикл металлорудных ресурсов и металлов с коксохимическим подциклом; цикл неметаллического ископаемого сырья с подциклами горно-химических и минеральных строительных материалов; цикл почвенно-климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья; цикл лесных ресурсов и лесоматериалов; цикл ресурсов дикой фауны и флоры. Как легко заметить, первые три цикла связаны с невозобновимыми ресурсами, а остальные - с возобновимыми природными ресурсами.
Что касается невозобновимых ресурсов, то их истощение со временем неизбежно, и задача заключается не столько в том, чтобы растянуть эти ресурсы на более длительный срок, сколько в том, чтобы до исчерпания того или иного природного ресурса найти ему заменитель природного или искусственного происхождения либо изыскать возможность его регенерации за счет использования вторичного сырья.

Подробнее

Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Чепигинского сельского поселения

Информация о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов на территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района
В целом экологическая ситуация на территории Чепигинского сельского поселения благоприятная. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий. Решена проблема сбора и утилизации бытовых отходов. Вывоз твердых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор.
В последнее время остро стоит вопрос по сбору и размещению ртутьсодержащих люминесцентных ламп.
Ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение ртутьсодержащих люминесцентных ламп может причинить вред жизни и здоровью человека и животного, растениям и окружающей среде.
Отработанные лампы в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов отнесены к отходам I класса опасности (так же, как и ртуть). Степень вредного воздействия таких отходов на окружающую среду оценивается как очень высокая с необратимым нарушением в экосистемах.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно заключить договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов со специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.
Остатки ртутьсодержащих ламп выбрасывать вместе с бытовым мусором или смывать в канализацию категорически запрещено. Как разбитые, так и неповрежденные перегоревшие лампы следует упаковать в картонную коробку и отнести в специальные пункты приема.
На территории Чепигинского сельского поселения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не определены.
В администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района имеется контейнер для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп. Вывоз отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется по договору со специализированной организацией.
Автодорожная сеть на территории поселения представлена участками регионального значения, межмуниципального значения и сетью автодорог общего пользования местного значения.
Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.
На территории поселения имеется один объект специального назначения — площадка биологических отходов, полигонов твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения не имеется.
На территории сельского поселения 7 водонапорных башен, снабжающих население чистой питьевой водой.
Часть населения используют скважины и колодцы. Запасов подземных вод достаточно для обеспечения чистой водой жителей всех населенных пунктов сельского поселения.
На территории сельского поселения нет очистных сооружений и системы канализации.
Для решения проблем по благоустройству населенных пунктов поселения решением Совета Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района от 26 декабря 2018 года № 214 утверждены правила благоустройства территории Чепигинского сельского поселения (с изменениями от 23.06.2022 № 118). Вышеуказанный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте администрации муниципального образования Брюховецкий район в разделе Чепигинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Администрацией сельского поселения проводятся месячники по уборке территорий поселения весной и осенью. Проводится разъяснительная работа с населением по вопросу обращения с ТКО: о запрете сжигания, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.
На территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района охотничьи угодья отсутствуют. Юридические лица и индивидуальные предприниматели деятельность в сфере охотничьего хозяйства, не осуществляют.

Подробнее

Берегите хлеб от огня!!!          С каждым днем все ближе наступает горячая пора у земледельцев района - жатва хлебов нового урожая.  Уборка урожая - дело не легкое. Она требует больших усилий и согласованных действий многих отраслей, организаций и служб.

Берегите хлеб от огня!!! С каждым днем все ближе наступает горячая пора у земледельцев района - жатва хлебов нового урожая. Уборка урожая - дело не легкое. Она требует больших усилий и согласованных действий многих отраслей, организаций и служб.

Берегите хлеб от огня!!!

        С каждым днем все ближе наступает горячая пора у земледельцев района - жатва хлебов нового урожая.

Уборка урожая - дело не легкое. Она требует больших усилий и согласованных действий многих отраслей, организаций и служб.

Подробнее

Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"

Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"

  ob-okhrane-okruzhayushchey-sredy-_s-izmeneniyami-na-30-dekabrya-2020-goda_-_redaktsiya_-deystvuyushchaya-s-1..._tekst.pdf  —  908.3  Кб

        
Подробнее

Экологическое просвещение

Экологическое просвещение

Почему не следует осуществлять мойку на улице или возле речки?
Чтобы как следует вымыть автомобиль и удалить с поверхности кузова, днища и колес накопившийся слой грязи, водителю потребуется много воды и специальные моющие средства. Как известно, машину нельзя мыть обычными веществами для стирки или мытья посуды, поскольку они не предназначены для этой процедуры и не смогут качественно справиться с загрязнениями. Автомобильная химия действует щадяще на покрытие кузова и прочие детали авто, но вредна для окружающей среды.
Помимо этого, смывая с автомобиля размокшую грязь, водитель также смывает частицы нефтепродуктов, которые затем стекают в реку, впитываются в землю или попадают в канализацию, минуя систему фильтрации. Всего одна капля машинного масла способна сделать непригодными к употреблению целых 600 литров воды, а в процессе мытья таких капель получается гораздо больше.

Пилим деревья по закону
Экологическая обстановка с каждым днем все хуже и хуже, и на защиту кустарников и деревьев, как естественных хранителей качества воздуха и климата, выступает государство. По этому поводу принимаются множество постановлений, законов, рассматривается огромное количество законопроектов, чтобы хоть как-то сохранить деревья.
Но как бы государство не старалось сохранить кустарники и деревья, всегда случаются ситуации, в которых без удаления растительности просто не обойтись. Например, прокладка в лесах линий электропередач, строительство коммуникаций и новых домов в городах, удаление потенциально опасных и сухих деревьев и т.д. На данный момент мы рассмотрим, как.

Удаление деревьев на собственном участке
Зачастую люди считают, если участок земли находится в их собственности, значит, уничтожение растительности может проводиться по своему усмотрению. Но это лишь касается плодовых кустарников и деревьев. К примеру, если ваша яблоня начала погибать, то чтобы ее спилить разрешений ни каких не требуется. Ну а если на вашем участке произрастает дуб или клен, и вы решили от него избавиться, то без оформления нужных документов вы обойтись не сможете. В Москве получение порубочного билета хоть для удаления деревьев, хоть для их обрезки, обязательно для всех, причем независимо от принадлежности территории. И не имеет значения, кто посадил это дерево, хоть вы сами, все равно оно касается городского зеленого фонда. Можно и не сказав никому срубить насаждение, но за нарушение есть риск ответить перед законом.
В некоторых регионах нашей страны, владельцам частных домовладений разрешено самостоятельно распоряжаться с растительностью, но естественно в пределах своего участка. И если вы решили произвести вырубку какого-нибудь насаждения, вначале требуется поинтересоваться, может и в вашем регионе имеются такие разрешения, если же нет, то в противном случае вам придется заняться оформлением документов. Но не достаточно подать только заявку, вам, скорее всего, нужно будет оплатить проведения обследования удаляемой растительности. Для этого на ваш участок выедут специалисты и дадут заключение по факту удаления.
Зачастую никаких проблем с удалением деревьев на участках граждан не возникает, потому, как оно связано с какими-нибудь неудобствами: ветви дерева упираются в крышу дома, дерево угрожает падением и т. д.


ВЫВОЗ ОТХОДОВ
Обязанность граждан заключать договор на вывоз отходов. Отказаться от заключения такого договора вправе только юридические лица в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Заключать договор на вывоз отходов обязаны граждане, проживающие в том числе в частных домах. Неисполнение данной обязанности влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Что ждет водителей, моющих машины в неположенных местах
По всей территории России закон запрещает мытье машин рядом с водоемами либо в природоохранных зонах. Это действие подпадает под гл. 8 КоАП, которая квалифицирует его как административное правонарушение в сфере охраны окружающей среды. Статья 6.4 этого кодекса также имеет отношение к мытью автотранспортных средств своими силами: в ней говорится о нарушении санэпидемиологических требований, установленных в отношении эксплуатации жилых и общественных объектов, а также транспорта. Размер штрафов за подобное нарушение варьируется в зависимости от региона.
Местными органами власти принимается решение относительно тех мест в городе, где мыть автомобиль самостоятельно нельзя. Такие территории указываются в соответствующих законодательных актах, а за нарушение полагается штраф. Практически во всех городах нельзя самостоятельно мыть машину на улице или во дворах жилых и общественных зданий. К этому списку также могут быть добавлены тротуары, спортивные и детские площадки, жилые зоны, а в некоторых населенных пунктах под запрет попадают также территории, прилегающие к водозаборным колонкам и колодцам.
Сумма штрафа в каждом городе устанавливается своя, но в любом случае она в несколько раз выше стоимости мытья автомобиля в специализированных автомоечных комплексах.

Экологический опрос жителей Чепигинского сельского поселения
Для определения экологической обстановки территории муниципального образования, выявления возможных экологических проблем и степени их важности, а также изучения экологического поведения сельских жителей, Вы можете посетить администрацию Чепигинского сельского поселения с целью прохождения теста, содержащего вопросы экологической тематики.
Выбранный вариант ответа необходимо обвести в кружок.
1. Оцените экологическое состояние Вашего населенного пункта?
а) экологически благополучный;
б) экологически проблемный, но проблемы незначительные;
в) экологически проблемный, проблемы значительные (острые).
2. Укажите основные экологические проблемы Вашего населенного пункта? (возможны несколько вариантов ответа)
а) загрязнение воды (реки, грунтовые воды и др.);
б) загрязнение почвы (агрохимические и промышленные загрязнения);
в) загрязнение воздуха (загазованность, промышленные выбросы);
г) антисанитарное состояние территории (бытовые отходы, несанкционированные свалки и др.);
д) повышенный радиационный фон;
е) повышенный уровень шума;
ж) исчезновение отдельных животных и растений или изменение их видового состава;
з) распространение: карантинных и опасных растений и насекомых; болезней растений и животных;
и) изменение рельефа (сокращение площади лесов, обмеление водоемов, эрозия почв и др.).
3. Экологическое состояние места проживания негативно сказывается на Вашем здоровье?
а) да;
б) нет.
4. Какие системы и органы Вашего тела больше всего подверглись негативному воздействию? (возможны несколько вариантов ответа)
а) дыхательная система (ринит, кашель и др.);
б) кожные покровы (дерматит и др.);
в) неврология (головные боли, нарушения сна и др.);
г) пищеварительная система;
д) другое.
5. Что лично Вы делаете для охраны окружающей среды? (возможны несколько вариантов ответа)
а) выбрасываю мусор только в специально отведенных местах;
б) собираю за собой мусор после поездок на природу;
в) участвую в субботниках, мероприятиях по уборке территории;
г) пытаюсь не пользоваться полиэтиленовыми пакетами;
д) экономно расходую воду, газ, электричество и т.д.;
е) сортирую мусор (бумага, пластик, пищевые отходы и т.п.);
ж) не делаю ничего из перечисленного.
6. Какие меры, по Вашему мнению, необходимо предпринять для улучшения экологического состояния сельских территорий? (возможны несколько вариантов ответа)
а) установить контейнерные площадки, организовать регулярный вывоз мусора;
б) устранить несанкционированные свалки;
в) посадка зеленых насаждений (улицы, промышленные зоны, вдоль дорог и автотрасс и др.);
г) установка промышленными предприятиями фильтров на стоки, газоуловителей, техническая модернизация производства;
д) усиление государственного контроля за соблюдением экологического законодательства предприятиями;
е) переработка мусора, а не хранение его на полигоне;
ж) развитие инженерной инфраструктуры села;
з) отлов бродячих животных.

Подробнее

Экологическое просвещение населения

Экологическое просвещение населения

Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).
В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
     Администрация  Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды:
— осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности.
Информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности:
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34823/ - Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_19109/ - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Можно выделить следующие тематические блоки экологической информации:
— экология как раздел биологии, рассматривающий основные закономерности функционирования природных систем различного ранга (от биосферы до элементарных экосистем и популяций);
— социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы;
— прикладная экология, рассматривающая вопросы природоохранной деятельности, рационального природопользования, экологической безопасности;
— экологическое право, рассматривающее законодательство по вопросам экологии и охраны окружающей среды (международное, федеральное и региональное).
Документы по экологии на традиционных носителях:
Печатные издания: книги, брошюры, периодические издания; аудиовизуальные материалы по экологии и охране окружающей среды, справочно-библиографический фонд: справочные и библиографические издания, экспресс-информация, неопубликованные библиографические пособия и т. д.
В помощь экологическому образованию выходят десятки наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки. Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.
В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.
Экологические сайты:
http://www.ecocommunity.ru/  –Экология / Всё об экологии
http://facepla.net/ – Экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии
http://saveplanet.su/ – «Сохраним планету»
http://wwf.panda.org/– Последние новости, центр знаний
http://www.greenpeace.org/russia/ru/ – Гринпис России
http://www.mnr.gov.ru/ – Министерство природных ресурсов России

Подробнее