Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074303

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102038321

Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102054517htt...

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗhttp://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102058898

Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102033560

Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102042295

Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.1994 № 49-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102033191

Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102048321

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102048349

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102053807

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102039034

Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102071962

Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102071962

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102059495

Водный кодекс Российской Федерации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102107048

Земельный кодекс Российской Федерации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073184

Лесной кодекс Российской Федерации http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102110364

Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102039038

Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102014778

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102034405

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102034651

Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102035294

 

Региональные правовые акты

Закон Краснодарского края «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края» от 31.12.2003 № 657-КЗ

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1&nd=140006693&page=1&rdk=19#I0

Закон Краснодарского края от 26 декабря 2012 г. №2630-КЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Краснодарского края» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=140018324&rdk=&backlink=1

Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 г. №734-КЗ «Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=140015835&backlink=1&&nd=140007207

Закон Краснодарского края от 13 марта 2000 г. №245-КЗ «Об отходах производства и потребления» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6...

Закон Краснодарского края от 31 декабря 2003 г. №656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6...

Закон Краснодарского края от 27 марта 2007 г. №1211-КЗ «О рыболовстве в Краснодарском крае» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6...

Закон Краснодарского края от 19 июня 2020 г. №4309-КЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края» https://krasnodar-gov.ru/doc/60721

Закон Краснодарского края от 23 апреля 2013 г. №2695-КЗ «Об охране зелёных насаждений в Краснодарском крае» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=140042773&backlink=1&&nd=140018974

Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.

Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:

— принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;

— формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;

— лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

— нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;

— внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;

— создание системы экологического аудита;

— стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;

— создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;

— обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

http://www.kremlin.ru/acts/bank/41879/page/2

Национальный проект «Экологическое благополучие» 

По Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»

Национальный проект включает в себя шесть федеральных проектов.

 

https://ecologyofrussia.ru/proekt/

Информирование населения об экологическом просвещении на территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района

Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.
Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.
Так, согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»" (далее -Федеральный закон № 7-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды - это в том числе деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
На основании ст. 71 вышеуказанного Федерального закона в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статьей 74 названного закона установлено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального"-использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется также органами местного самоуправления.
В условиях сложной экологической обстановки в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. Так, в рамках своей деятельности администрация Чепигинского сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам поселения, района и региона в целом, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимает активное участие в формировании экологической культуры, проводит месячники, субботники, акции по санитарной очистке территории поселения, посадке деревьев и цветов. На сайте Администрации помимо прочего размещается информация о введении карантинных периодов, пожароопасных периодов. Информация о проводимых экологических мероприятиях размещается в разделе Новости.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с01.01.2019 года к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отнесена также и организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Интернет-ресурсы экологической направленности
•    Министерство природных ресурсов России

•    Гринпис России

•    Ecocom — всё об экологии

•    su – «Сохраним планету»

•    Всемирный фонд дикой природы (WWF)

Система охраны природы в Российской Федерации
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
•    природоохранное;
•    природоресурсное законодательство.
•    Земельный кодекс РФ;
•    Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»;
•    Лесной кодекс РФ;
•    Водный кодекс РФ;
•    Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
•    а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» закрепляются следующие правовые положения:
•    основы управления в области охраны окружающей среды;
•    права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
•    экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
•    нормирование в области охраны окружающей среды;
•    оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
•    требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
•    зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
•    государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
•    контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
•    научные исследования в области охраны окружающей среды;
•    основы формирования экологической культуры;
•    международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 18 указанного нормативного акта установлено, что: «Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…».
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Природоохранительные министерства и ведомства также наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции.
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
Общее законодательство:
1.    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2.    Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ.
3.    Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.
Законодательство об экологической безопасности:
1.    Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.
2.    Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.
3.    Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.
4.    Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
5.    Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ.
Законодательство о радиационной безопасности населения:
1.    Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ.
1.    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.
3.    Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
Законодательство об использовании и сохранении природных ресурсов:
1.    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.
2.    Водный кодекс Российской Федерации.
3.    Земельный кодекс Российской Федерации.
4.    Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.
5.    Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 N 2395-I.
6.    Лесной кодекс Российской Федерации.
7.    Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
8.    Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ.
Экологическая ситуация в Чепигинском сельском поселении Брюховецкого района в целом благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов. Ежегодно на территории поселения проводятся работы, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок, организуются и проводятся субботники по благоустройству территории поселения.
Администрация Чепигинского сельского поселения убедительно призывает граждан, проживающих на территории нашего поселения, а также предпринимателей и юридических лиц, ведущих на территории сельского поселения свой бизнес, соблюдать требования законодательства в сфере экологии.
Берегите природу и ее экологическое состояние!

Возврат к списку