Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустительский
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: “А кто еще получил пятерку?”), послушание (“Тебя сегодня не ругали?”) и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?” , “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – “уход от реальности”. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
· Принимать активное участие в жизни семьи;
· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
· Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
· Уважать право ребенка на собственное мнение;
· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
· С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
«Организация работы по психолого-педагогической и правовой подготовке кандидатов в принимающие родители, сопровождению замещающих семей»
Деятельность краевой власти и всех социальных служб направлена на реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье. В крае действует, пожалуй, самая человечная стратегия, озвученная губернатором Александром Ткачёвым: «На Кубани чужих детей не бывает». Общая задача такова: для ребенка, который остался без семьи, мы должны подобрать новую, замещающую.
Два года назад 2 декабря 2013 года на базе отдела организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краевого методического центра организовано функционирование 44-х обособленных подразделений, цель которых – содействие развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Брюховецком районе обособленное подразделение расположено по адресу: ст. Брюховецкая, ул. Красная, д. 199.
Положением об отделе за службой закреплены комплексная подготовка и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.
В обособленном подразделении отдела организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании Брюховецкий район работает 3 специалиста с психолого-педагогическим и юридическим образованием.
Подготовка граждан осуществляется в соответствии с порядком и программой психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 10.09.2013 года № 1031.
Это единая 72-часовая программа подготовки кандидатов и оценки их психологической готовности к приему детей в семью.
Период подготовки граждан пролонгирован во времени, рекомендуемая длительность курса – не более двух месяцев. При этом для удобства граждан предусмотрена возможность прохождения ими подготовки в вечернее время.
Подготовка граждан, помимо лекционных занятий по юридическому, медицинскому, психолого-педагогическому блокам, предполагает проведение практикумов, тренингов, индивидуального консультирования. В ходе подготовки практикуется организация встреч кандидатов с уже действующими приемными родителями.
Так, слушатели получают столь необходимые знания по возрастной психологии, правилам бесконфликтного общения; приходят к осознанию своих мотивов принятия ребенка в семью, доли ответственности, которую они на себя берут, принимая ребенка-сироту в свою семью, личностных ресурсов по воспитанию ребенка.
По окончании обучения по программе подготовки граждан, изъявивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, помимо свидетельства об окончании обучения граждане получают рекомендации.
За все время деятельности обособленного подразделения отдела организации работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании Брюховецкий район успешно прошли подготовку 80 граждан.
Гарантом сохранения приемной семьи является ее психолого-педагогическое сопровождение. Это кропотливая ежедневная работа с семьей, ее ближайшим окружением. Ведь в замещающей семье, как в любой обычной, неминуемо возникают различные проблемы, которые надо решать грамотно, рассудительно, без накала страстей. Специалисты проводят групповые и индивидуальные консультации, организуют акции, круглые столы по актуальным для замещающих родителей темам.
За два года работы обособленное подразделение провело 2581 консультацию (включая выезды в замещающие семьи). Специалисты обособленного подразделения организуют и проводят социально-значимые мероприятия для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по следующим направлениям:
- мероприятия по формированию ЗОЖ, профилактике вредных привычек, правонарушений;
- мероприятия по профилактике семейного насилия, жестокости;
- мероприятия по пропаганде семейных ценностей, семьеведению;
- мероприятия по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, краеведению;
Всего организовано 13 социально-значимых мероприятий.
Вы хотите пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку, чтобы принять на воспитание в свою семью ребёнка-сироту? Ваши отношения с приёмным ребёнком зашли в тупик? Вы не знаете куда обратиться?
Звоните и приходите к нам: ст. Брюховецкая, ул. Красная, д. 199, тел. 8(861) 3-50-87 понедельник – четверг: с 10:00 до 18:00, перерыв с 12:30 до 13:20, пятница с 9:00 до 17:00, перерыв с 12:30 до 13:10.
«Семья для нас - так много значит, Мы вместе через всё пройдем. Проблемы, беды и ненастья - Мы устоим, не пропадём» |
Одно из самых важных прав каждого ребенка – право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, относящимся к категории детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в замещающей семье, чем в детском учреждении. Замещающая семья - не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления).
Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в семьях и были окружены родительской лаской, заботой. Если в прежние годы большая часть усилий государственных структур была направлена на помощь детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то на сегодняшний день приоритетом является поддержка всех форм семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети без родителей. Горькие слова, но не горькая судьба. Они не оставлены без внимания. Они находятся под защитой государства. Опыт нашего региона в сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из передовых. Создана законодательная база социальной поддержки и обеспечения гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также замещающим родителям. Результатом целенаправленной работы последних лет стало сокращение детских домов и интернатных учреждений.
Одной из важнейших задач отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Брюховецкий район является обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К семейным формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание. Каждая форма имеет свои особенности.
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Опека и попечительство - семейная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами близкими к родительскими. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.
Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания и ответственности за ребенка.
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются денежные средства, согласно установленного в регионе норматива. Отдел по вопросам семьи и детства обязан осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Приемная семья - семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая на основе договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Ранее до 2008 года была самостоятельной формой, теперь это разновидность опеки, отличающаяся тем, что опекуны выполняют свои обязанности за вознаграждение. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например, для воспитания в одной семье 2-3 и более детей. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей (включая родных и усыновленных).
На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Кроме того, Приемному родителю выплачивается вознаграждение и идут отчисления в Пенсионный фонд. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Если вы решили взять ребенка в семью:
1. Необходимо познакомиться с органами опеки и попечительства по Вашему месту жительства;
2. Подготовка документов для получения решения органов опеки и попечительства займет определенное время, наберитесь терпения;
Специалисты органов опеки:
1. Дадут подробную квалифицированную консультацию о процедуре передачи ребенка на различные формы воспитания;
2. Предоставят перечень необходимых документов;
3. Обследуют Ваши жилищно-бытовые условия;
4. В течение установленного срока с момента подачи Вами полного пакета документов, включающего акт обследования жилищно-бытовых условий, специалисты подготовят заключение о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
По всем интересующим Вас вопросам специалисты отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Брюховецкий район Вам могут ответить и дать разъяснения по заполнению заявления и сбору необходимых документов по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, станица Брюховецкая, улица Красная, дом 199, 2 этаж, контактный телефон: 8 (86156) 3 10 48.
Часы приема специалистов отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Брюховецкий район:
понедельник - с 13 часов 00 минут до 16 часов 12 минут;
вторник - с 08 часов 00 минут до 12 часов 00 минут;
среда - с 13 часов 00 минут до 16 часов 12 минут;
четверг- с 08 часов 00 минут до 12 часов 00 минут.
Как на самом деле любить детей?
Современный мир с его экономическими кризисами, увеличением количества разводов, ухудшение качества образования, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать детей. Именно дети, которые больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире. Сегодня мы хотели бы познакомить вас со статьей американского психиатра Росса Кэмпбелла «Как на самом деле любить детей». Надеемся, что данная информация поможет вам наладить эффективное взаимодействие с детьми, которых вы приняли в свои семьи.
Безусловная, безоговорочная любовь – когда ребенка принимаюттаким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Только на этой основе мы можем удовлетворять ежедневные потребности ребенка в эмоциональном контакте.
Каждый родитель должен постоянно напоминать себе, что:
· Это просто дети, поэтому они и ведут себя как обычные дети;
· Очень часто в детском поведении мало приятного;
· Если я буду правильно выполнять свою роль родителя и любить их независимо от их плохого поведения в данный момент, они смогут стать более зрелыми и отказаться от детских выходок;
· Если же я буду любить их только тогда, когда я доволен ими (так называемая обусловленная любовь) и только тогда буду проявлять свою любовь, дети не будут чувствовать моей постоянной любви, это, в свою очередь, вызовет их неуверенность, снизит самооценку и действительно помешает им развивать в лучшую сторону свой самоконтроль, добиваться более зрелого поведения. Следовательно, и я как родитель несу ответственность за поведение детей и их развитие;
· Если люблю своих детей безусловно, они будут о себе хорошего мнения и будут с собой в ладу. Тогда они смогут контролировать свою тревожность и, соответственно, свое поведение по мере взросления;
· Если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования или достигают того, чего я от них жду, они будут чувствовать себя некомпетентными, у них появится ощущение, что стараться бесполезно, как бы они не старались, этого всегда недостаточно. Такие дети станут жертвами неуверенности, тревожности и низкой самооценки, и это будет постоянным препятствием их эмоциональному и поведенческому росту.
· Ради себя и ради своих детей я должен все время стараться, чтобы моя любовь к ним была, насколько это возможно, безоговорочной.
Родители должны понять, что дети отражают любовь: если они получают ее, они ее возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а условная любовь и возвращается условно. (Например, ребенок только тогда делает то, чего хотят родители, когда они выполняют его требования). Родители должны учиться выражать и предавать свою любовь различными способами, независимо от его состояния, поведения, навыков, тогда ребенок будет стараться, в свою очередь проявлять любовь к родителям.
Существует четыре основные передачи безусловной любви: контакт «глаза в глаза», физический контакт, пристальное внимание и дисциплина. Все эти пункты одинаково важны и не работают один без другого; кроме того, нельзя преувеличивать что-то одно за счет другого.
1. Контакт «глаза в глаза». Он важен не только для установления взаимосвязи, но (и это существенно!) для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Чем больше и чаще родители смотрят в глаза ребенку, выражая свою безусловную любовь, тем более полнее эмоциональный резервуар ребенка. Глубочайшая ошибка – использование контакта глаз для выражения порицания и наказания ребенка. Для психики ребенка это может оказаться страшнее и разрушительнее, чем физическое наказание, и ребенок может на всю жизнь запомнить такой прием и испытывать его в будущем на своих близких. Важно понять, что родителям следует подолгу смотреть в глаза своим детям дружелюбно и прямо, чтобы выразить свою безусловную любовь, а не порицание за нарушение дисциплины. Поскольку дети повторяют нас в своих действиях, то им это поможет установить хорошие контакты со сверстниками и быть дружелюбными в своих семейных отношениях в будущем.
Задайте себе вопрос: «Как часто и с какой целью я смотрю в глаза своему ребенку и достаточно ли этого для его душевного комфорта?»
2. Физический контакт. Совсем не обязательно целоваться и обниматься, вполне достаточно похлопать по плечу, взять за руку, просто дотронуться, погладить по голове, потрепать по волосам – все это подкрепляет эмоциональную уверенность ребенка и дает возможность проявить на деле свою безоговорочную любовь к нему. Не следует забывать, что ребенку необходимо до 15-20 тактильных контактов в день, чтобы ощущать себя любимым. Однако оба типа контакта должны быть доброжелательными, естественными (а не демонстративными) и, главное, ежедневными. Для мальчиков непосредственный физический контакт (поцелуи, объятия) очень важен в первые годы, а для девочек критический возраст, когда им больше всего важны ласка и внимание родителей – 11- 12лет.
3. Пристальное внимание – когда родитель полностью сконцентрирован на своем ребенке (и на каждом по отдельности, если детей несколько) – жизненно важно для развития самооценки у ребенка. Кроме того, это влияет на способность ребенка правильно относиться к другим и любить их. Не получая пристального внимания от родителей, ребенок излишне тревожится, он чувствует, что все на свете важнее для его родителей, чем он, поэтому ребенок отстает в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактирует со сверстниками и более замкнут. Для старших детей требуется больше времени, но это окупится и более спокойным периодом отрочества. Любовь может быть соответствующей, то есть удовлетворяющей эмоциональные потребности ребенка и способствующей его развитию и независимости, и несоответствующей, когда родители сознательно или бессознательно стараются продлить (иногда чрезмерно) время зависимости ребенка от них. Это родители-собственники, рассматривающие ребенка как собственность, а не как личность, которая нуждается в развитии и независимости.
4. Родителей очень волнует вопрос дисциплины. Обычно они ошибочно понимают взаимоотношения между любовью и дисциплиной и неправильно оценивают значение дисциплины, считая, что любовь и дисциплина – две вещи, не имеющие между собой ничего общего. На самом деле их нельзя разделять, нужно помнить, что наказание – лишь незначительная часть дисциплины. При воспитании детей дисциплину следует понимать как тренировку психики, ума и характера, чтобы ребенок вырос конструктивно мыслящим и конструктивно действующим членом общества, умеющим контролировать себя. Вопрос к участникам: Что же на Ваш взгляд необходимо делать для воспитания дисциплины у ребенка? - Подражание лучшим образцам, копирование положительного примера, устные и письменные просьбы, обучение, общение, развлечения и т.д.
Вопрос: Какое место в воспитании дисциплины у ребенка отводится наказанию? Какие виды наказания вы используете, зависят ли они от возраста детей?
Наказание нужно тоже добавить в этот список, но оно только один из факторов, причем наиболее отрицательный и примитивный. Следует помнить, что телесные наказания унижают ребенка, приводят к деградации и дегуманизации его личности, вызывают агрессивность и отсутствие уважения к родителям и любым другим авторитетам. Ваш ребенок плохо ведет себя. Вместо того, чтобы спросить себя: «Что я должен сделать, чтобы исправить это поведение?» - что неминуемо ведет к наказанию, подумайте: «В чем нуждается этот ребенок? Нужен ли ему пристальный любящий взгляд, пристальное внимание, ласковое прикосновение, нужно ли пополнить его эмоциональный резервуар?» А потом уже требуйте хорошей дисциплины. Мы не должны мириться с плохим поведением ребенка, но наказание – это последнее средство, а не первое, как это часто случается. Кроме того, прежде чем наказывать ребенка, выясните: может, у него что-то болит, или он голоден, или устал, или расстроился, возможно, его плохое поведение – лишь следствие плохого самочувствия или плохого настроения. Сначала надо понять, что вызывает плохое поведение, а потом уже наказывать за него. Исключительно важно понять, раскаивается ли ребенок в своем поступке и сожалеет ли о нем. Если ребенок искренне раскаивается и переживает, то наказание может оказаться исключительно вредным. Чувство вины и раскаяния и желание не повторять этого больше – вот что вам нужно, а вовсе не месть. Если же вы физически наказали ребенка, то никакого чувства вины у него не возникнет, он забудет со временем про «расплату» и снова начнет вести себя плохо. Надо учиться прощать детям их недостаточно хорошее поведение, тогда и дети начнут стараться исправиться.
В заключении мы хотели бы подвести итог: только здоровые, основанные на безусловной любви взаимоотношения между родителями и детьми позволяют преодолеть все жизненные кризисы. Поэтому желаем, чтобы ваша бескорыстная, безусловная, соответствующая любовь помогала психическому, физическому и духовному развитию ваших детей.