За синий платочек

Практически каждый рожденный в СССР до сороковых столкнулся с войной. Эти люди видели, как фашистские захватчики топтали нашу страну, слышали взрывы и выстрелы,   видели, как превращались в руины города и села, как гибнут люди. Очевидцев тех страшных лет осталось немного, многие из них ушли уже в мир иной. Но нам, послевоенному поколению, нашим детям и внукам надо сохранить память о тех, кто защищал Родину от врагов, кто не щадил своей жизни, помогая фронту. Одним из таких защитников Отечества был и Леонтий Федорович Скрыль (светлая ему память). Он родился и вырос в маленьком хуторке Заря, что в Батуринском сельском поселении. Потом всю свою сознательную жизнь жил в станице Батуринской. Свою малую родину очень любил, и никогда никуда не собирался отсюда уезжать. Но война распорядилась по-своему. Леонтий проходил срочную службу в армии, когда враги напали на нашу землю. И вместо того, чтобы вернуться домой, он оправился на фронт. Первые годы войны, как, впрочем и все последующие, были очень тяжелыми. Фашисты боролись за каждую пядь русской земли, хотели подчинить своей власти и плодородные нивы, и глубокие моря, и высокие горы. Старшину Скрыля направили на Сталинградский фронт. В это время там шли ожесточенные бои за город на Волге. Часть, в которой воевал наш земляк, давала отпор фашистам. Артиллерийским огнем наши воины буквально «выкуривали» врагов из каждого населенного пункта. Уже после войны Леонтий Федорович вспоминал, что на поле боя смешалось все, наши ребята дрались так, что фрицы боялись даже голову поднять. И выстояли, не отдали город врагу! В одном из таких страшных сражений сам старшина был очень тяжело ранен. Его отправили в госпиталь. И уже в госпитале он узнал, что после тех сражений и наступил перелом в ходе Великой Отечественной. Враги поняли, что русскую армию, русских людей им не сломить. Он вновь стал проситься на фронт, но раны были очень серьезные, и Леонтия Федоровича комиссовали.

Вернулся старшина Скрыль в родную Батуринскую. Она была уже освобождена от фашистов, но надо было восстанавливать все, что разрушила война. Прежде всего, после разрухи надо было поднять хозяйство. Фронтовика поставили на один из ответственных участков – руководить полеводческой бригадой колхоза имени Энгельса. Дело было непростое, ответственность огромная. Но он справился. Ему во многом помогали тоже бывшие фронтовики председатель колхоза Василий Фисенко, бригадиры Григорий Наказный, Иван Коваленко. От зари до зари, от темна дотемна трудились и руководители, и колхозники. Получали высокие урожаи, и вскоре хозяйство вышло в число передовиков в районе, а колхозного агронома Леонтия Федоровича Скрыля (его к тому времени назначили агрономом) наградили орденом «Знак Почета».

Помнят в Батуринской бывшего фронтовика и как замечательного пчеловода. Любимым делом он занимался много лет. Получал очень высокий урожай меда, к нему приезжали учиться мастерству не только пчеловоды Кубани, но и со всего Союза. На базе сельхозпредприятия в те годы проводили краевые, всесоюзные семинары.

Давно уже нет в живых ветерана войны. Но помнят его земляки, благодарны за те уроки трудолюбия, которые он преподавал и молодым и пожилым батурянам. Память о нем сохранили дети, внуки и правнуки. Правнучка Лера ко Дню Победы изготовила синий треугольный платочек, где белыми буквами написала: «Мой прадедушка, старшина запаса Леонтий Федорович Скрыль, был человеком бесстрашным». Вот так она сохранила память о своем родном человеке. Награды героя тоже хранятся в семье. Их немало: и трудовых, и фронтовых. И передаются теперь они вместе с красивой резной шкатулочкой от поколения к поколению: от детей – к внукам, от внуков – к правнукам. Там же сейчас хранится и синий платочек, подписанный правнучкой.

 

 

Татьяна Городова

Возврат к списку