«Дорога жизни» Михаила Парфенова

Восемь лет назад ушел из жизни наш знаменитый земляк Михаил Филиппович Парфенов. Он прожил яркую, долгую и красивую жизнь. Участник Советско-Финской войны, Великой Отечественной, защитник города на Неве… Он был одним из активистов районной ветеранской организации, вел огромную патриотическую работу среди молодежи. Его часто приглашали на встречи в школы, в техникумы, где он рассказывал ребятам о своей боевой молодости, о военных подвигах. А еще мы запомнили его, как скромного и интересного человека, обладающего большой мудростью и жизнелюбием. Он был замечательным рассказчиком и отменным юмористом. Некоторые крылатые его выражения многие из нас, тогда молодых еще людей, запомнили на всю жизнь. А еще он был настоящим водителем. Безаварийным. До 97 лет (то есть, до самого ухода из жизни) умело водил свою легковушку, да еще и нас подвозил со всяких мероприятий.

Так кто же он, легендарный наш герой? Родился Михаил Парфенов 27 сентября 1917 года в многодетной семье в станице Батуринской. И двух месяцев не было мальчонке, как свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Филипп и Александра Парфеновы, родители Миши, всем сердцем поддержали новую власть. Надеялись, что заживут теперь по-человечески, не под игом богатеев. Вскоре Михаил пошел в школу. Знания давались легко, и мальчишка мечтал о хорошей профессии, учебу хотел продолжить в городе. Но семья была большая, и ему надо было помогать родителям поддерживать младших детей. А тут и призывной возраст подошел. В 1936 году юношу призвали на воинскую службу. Попал он в часть, расположенную в далеком Казахстане. Два года строевой подготовки пролетели быстро, уже и друзей-товарищей много появилось, и о «дембеле» думал, ведь год службы оставался. Но началась Советско-Финская война, и часть, где служил Михаил Парфенов, отправили для выполнения воинского долга на финскую границу. Михаил за два года службы в совершенстве освоил танк, и его в числе других солдат отправили участвовать в боевых действиях на побережье Финского залива в 24-ю стрелковую дивизию. Особенно часто он вспоминал тяжелые и кровопролитные бои на Карельском перешейке. Вся территория перешейка была покрыта крупными лесными массивами, допускавшими движение танков только по дорогам и просекам. Большое количество рек и озер с болотистыми или крутыми берегами, не замерзающие болота, валуны – все это представляло для танков труднопроходимые естественные препятствия. Продвижение на танках по этим местам требовало от механиков-водителей высокого мастерства. А какие морозы были той зимой! 40-45 градусов! Михаил Филиппович рассказывал, что когда их танки подошли к самому центру «линии Маннергейма», на ходу замерзали не только машины, но и сидевшие в танках солдаты. Финны оказывали упорное сопротивление. Но нашим танкам, перешедшим реку, как говорится, вброд, все же удалось выйти противнику в тыл, в результате чего исход боя был решен. Но в этом бою танк Парфенова был подбит вражеским снарядом, а сам Михаил был тяжело ранен. Очнулся он уже в медсанбате, откуда был отправлен в госпиталь на станцию Левашово под Ленинград. Четыре долгих месяца за жизнь Михаила Филипповича боролись врачи, но все же поставили его на ноги. И он вновь отправился на фронт. К счастью, вскоре война закончилась, Парфенов решил обосноваться в городе Сестрорецке под Ленинградом. Здесь он женился на коренной ленинградке Антонине Федоровне. Счастливая семейная жизнь продолжалась недолго. 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. И Михаил Парфенов 12 июля уже получил повестку из военкомата. Сначала 882-й противотанковый полк, куда направили бойца, принимал участие в битвах на Карельском перешейке, в Выборге, а потом началось отступление на Ленинград. И вот уже Парфенов в осажденном городе на Неве. Здесь сразу же был сформирован автополк для перевозки продовольствия по ледяной трассе «Дорога жизни», проходящей по Ладожскому озеру. И Михаила зачислили туда шофером. «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера трасса, стала настоящим спасением для осажденных. Именно по ней с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население. За период действия «Дороги жизни» – до марта 1943 г. - в город было доставлено 1615 тысяч тонн различных грузов. В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 миллиона ленинградцев и раненых воинов. Михаил Филиппович не раз вспоминал эти страшные дни, когда он курсировал по «Дороге жизни». Там ведь руль вправо-влево, одно неточное движение - и ты в воде вместе с машиной и продуктами. Поэтому он на своей полуторке старался так выстроить свой маршрут, чтобы не свернуть с дороги. А еще на каждой машине, и на его тоже, была прикреплена табличка: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тыс. пайков, на 10 тыс. человек. Водитель, спасай эти жизни!» Парфенов частенько вспоминал такой случай. Однажды задние колеса его полуторки провалились в полынью, и полмашины ушло под лед, а в ней были бочки с рыбой. Солдат, отвечающий за этот груз, на минуту покинул место и залез в машину, чтобы погреться, что делать было ни в коем случае нельзя. Кое-как вытащили машину, помогли водители других машин, но солдата отправили в штрафбат, где остаться в живых практически было невозможно. Но таковы были законы военного времени. А сколько раз попадали под обстрелы фашистов и с воздуха, и с суши! Но слава Богу, каждый раз снаряды пролетали мимо. «Самое трудное, - рассказывал Михаил Филиппович,- было в первый год осады Ленинграда. «Дорога жизни» обстреливалась почти постоянно. Позже, уже на следующую зиму, на Ладоге появились пункты обогрева, питания, и мы могли остановиться на минутку, согреться, поесть. А когда начинались артобстрелы, мы на всю включали фары, хоть этого и нельзя было делать, и мчались вперед, чтобы быстрее доставить груз. Фашисты бессильны были что-то сделать в этой ситуации, да, попадали снаряды в машины, они уходили под воду или загорались на месте, но основная масса доходила до цели и доставляла продовольствие в осажденный город. Мы знали, что обратной дороги для нас нет, и с честью выполняли свой долг и боевой приказ».

Вот в таких условиях выполняли свой воинский долг наши бойцы, среди которых был и наш земляк Михаил Филиппович Парфенов. Выполняли с честью! За свой подвиг 22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Михаил Филиппович Парфенов был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Кстати, такой же медалью, только 3 октября 1944 года, была награждена его жена Антонина Федоровна. Как счастлив был Михаил, когда 18 января 1943 года услышал сводку Совинформбюро о прорыве блокады. В изможденном городе раздался праздничный салют. Но война еще не была окончена, и блокада Ленинграда снята не была. До нее еще оставался год. Автополк, в котором находился Михаил Парфенов, перебросили с «Дороги жизни» на выполнение Ленинградско-Нарвской операции. Советские войска перешли в наступление, были очень тяжелые и кровопролитные сражения в районе Нарвы. В одном из боев Парфенов был тяжело ранен в правое плечо и контужен. Привезли его в институт Бехтерева в Ленинград. Десятки осколков извлекли из плеча, сшивали множество нервов на руке и в плече. Это заняло много месяцев. Так что День Победы Михаил Филиппович встретил в госпитале.

После войны Парфеновы решили остаться жить на родине жены, в Ленинграде. Да и для кубанского парня этот город стал родным: ведь на защиту его он положил столько сил и здоровья! Через пять лет Парфеновы переехали в Нижний Новгрод, там они прожили двадцать лет, и все эти годы Михаил не изменял своей любимой профессии, работал шофером.

В 1970 году Парфеновы вместе с тремя детьми вернулись на малую родину Михаила Филипповича, тянуло его на Кубань, где прошли его юношеские годы. Так они оказались в Брюховецкой, где и прожил участник Великой Отечественной войны до самого ухода из жизни. После войны, в 1968 году, Михаил Филиппович был награжден орденом Славы 3-й степени, а в 1985 – орденом Отечественной войны 1-й степени.

Мы часто вспоминаем Михаила Филипповича. Его портрет размещен на Стене Памяти в райцентре, на стендах в Брюховецком музее и в районном Совете ветеранов. Теперь уже мы рассказываем на Уроках Мужества в школах о его героическом прошлом. Особенно в памятные дни освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Пока жива память, жив и человек. Поэтому нам надо знать, помнить и чтить историю, людей, которые завоевали и сохранили для нас мир на земле.

Татьяна Городова

Возврат к списку