Школьный травматизм и его профилактика

Близится начало учебного года, поэтому хочется поговорить о травматизме. Травмы представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни человека. Ежегодно миллионы людей на планете получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни. Особую тревогу вызывает детский травматизм.

Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.

Травмы у детей нередко приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.

Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:

- создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;

- выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

- закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.

Наиболее действенными мерами по предотвращению школьного травматизма являются:

  • Повышенное внимание всего педагогического коллектива, родительского комитета за поведением детей на переменах не только в помещении, но и во дворе школы;
  • Усиление ответственности учителя физкультуры за обеспечение безопасности детей на занятиях и недопущение травматизма;
  • Тщательная подготовка к занятиям залов, спортивных площадок, спортивных снарядов и матов, недопущение столкновений во время занятий во избежание травм;
  • Допуск детей к занятиям на спортивных снарядах и играх только после хорошей общефизической разминки;
  • Неуклонное выполнение правил страхования при упражнениях, связанных с риском падения;
  • Отмена занятия по физкультуре в случае отсутствия штатного учителя, отказ от подмены его случайными людьми.
  • Строгое соблюдение школьной дисциплины, предупреждение опасных шалостей, физических грубостей к сверстникам и необоснованного риска;
  • прогнозирование возможных последствий в той или иной ситуации.

Взрослым необходимо всегда помнить, что избежать травм у детей школьного возраста можно при условии повышения ответственности школы за безопасность детей, соблюдения мер безопасности, построения программы занятий с таким расчетом, чтобы дети не были предоставлены сами себе, а находились под постоянным контролем учителя.

В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка — давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой — на лыжах, катание на коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка).

Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве — привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь. Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий.

Возврат к списку