Целесообразность предупреждения заявителей по статье 306 Уголовного кодекса Российской Федерации при осуществлении должностными лицами органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности
Определяя особенности начальной стадии уголовного судопроизводства, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что поводом для возбуждения уголовного дела служит в числе прочего заявление о преступлении, при этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя (ч. 1 и ч. 6 ст. 141 УПК РФ).
Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 № 736, установлено, что заявления и сообщения о преступлениях подлежат обязательному приему и регистрации во всех территориальных органах МВД России, должны быть оформлены в соответствии с частями первой и второй статьи 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, согласно п.17 Инструкции при приеме от заявителя письменного заявления о преступлении он предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.
Основные признаки заведомо ложного доноса определены законодателем в ч.1 ст. 306 УК РФ, при этом квалифицированным его видом признается то же деяние, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 306 УК РФ), а особо квалифицированным - деяния, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 306 УК РФ, соединенные с искусственным созданием доказательств обвинения (ч.3 ст. 306 УК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, устанавливая ответственность за заведомо ложный донос, государство исполняет свою конституционную обязанность защищать достоинство человека, его права и свободы, обеспечивать права потерпевших от преступления и компенсацию причиненного им ущерба, а также гарантировать надлежащий порядок осуществления правосудия (ст. 2, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ст. 52; ч. 1 ст. 118, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации) (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2012 № 1818-О, от 04.04.2013 № 661-О, от 29.05.2019 № 1254-О).
Объективная сторона выражается в сообщении ложных сведений о совершении лицом преступления. Недостоверным может быть заявление о факте преступления или о причастности к нему определенного лица.
Информация передается письменно или устно. Она предназначена субъектам, уполномоченным возбуждать уголовные дела, а также тем, кто обязан сообщать правоохранительным органам об обнаруженных признаках преступления.
Заведомо ложный донос окончен, когда соответствующие сведения восприняты адресатом.
Диспозиция ст. 306 УК РФ не содержит указания на цель, однако она является существенным признаком рассматриваемого преступления, отличающим его от деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 129 УК РФ (при заведомо ложном доносе виновный стремится инициировать в отношении другого лица уголовное преследование; при клевете - опорочить его в глазах окружающих, задеть честь и достоинство, повредить репутации).
За преступление, предусмотренное ст. 306 УК РФ не могут нести ответственность подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный. Если они сообщают ложную информацию по собственному делу, это является разрешенным способом самозащиты. Если же сведения не относятся к разбирательству, по которому лица выступают в указанных ролях, субъекты не рассматриваются как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный и несут ответственность по ст. 306 УК РФ на общих основаниях.
Право граждан, в том числе на защиту, не является абсолютным и его осуществление не должно нарушать права и свободы других граждан.
Так, в частности, согласно позиции Европейского суда по правам человека, изложенной по делу Брандстетер против Австрии (1991) суд, применяя нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, постановил, что «пункт 3 статьи 6 не предусматривает неограниченного права использовать любые аргументы защиты», и признал в числе таких недопустимых аргументов клеветнические заявления. Суд отметил следующее: «Было бы преувеличением полагать, что исходной посылкой права лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления, защищать себя является идея о том, что они не должны подвергаться преследованию, когда, осуществляя это право, они умышленно вызывают ложные подозрения в подлежащем наказанию поведении в отношении свидетеля или любого другого лица, вовлеченного в уголовное судебное производство...». Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация признает обязательной юрисдикцию Европейского суда по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и Протоколов к ней.
Таким образом, согласно Конституции и российскому законодательству, а также с учетом практики Европейского суда по правам человека, в случаях использования незаконных методов осуществления предоставленных законом прав, в том числе и защиты, сопряженных с заведомо ложным обвинением другого лица в совершении преступления, лицо подлежит привлечению за это к уголовной ответственности.
С учетом вышеизложенного, целесообразно в практической деятельности органов внутренних дел Краснодарского края при разъяснении прав заявителя, обвиняемого (подозреваемого) предупреждать об ответственности за заведомо ложный донос и о том, что дальнейший отказ от ложных обвинений не может служить основанием для освобождения от ответственности. Подобное предупреждение в ряде случаев, может являться превентивной мерой от использования противоправных способов защиты, а также способствовать защите прав и законных интересов должностных лиц органов внутренних дел, повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений.
Пресс-служба Отдела МВД России
по Брюховецкому району