20.01.2017

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.01.2017 №48 "Об утверждении Порядка сбора ТКО на территории Краснодарского края"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА)
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
от 20.01.2017                  № 48
г. Краснодар
Об утверэкдении Порядка сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закона Краснодарского края от 13 марта 2000 года № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления» постановляю:
1.    Утвердить Порядок сбора (в том числе раздельного) твердых
коммунальных отходов на территории Краснодарского края (прилагается).
2.    Департаменту информационной политики Краснодарского края
(Пригода) обеспечить размещение (опубликование) настоящего постановления
на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» и направление на «Официальный
интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3.    Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края А.А. Алексеенко.
4.    Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.


Глава администрации (губернатор
Краснодарского края    | [                                               В.И.  Кондратьев

ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕН постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края               от 20.01.2017  № 48
ПОРЯДОК
сбора (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов на территории Краснодарского края
Настоящий Порядок регулирует деятельность по сбору (в том числе раздельному) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образующихся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобных по составу указанным отходам на территории Краснодарского края. Настоящий Порядок направлен на предотвращение негативного воздействия ТКО на окружающую природную среду и здоровье человека, сбережение природных ресурсов, максимальное извлечение из ТКО вторичного сырья, повышение процента и эффективности его использования в процессе хозяйственной деятельности.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с нормативными правовыми актами:
1)    Жилищным кодексом Российской Федерации;
2)    Градостроительным кодексом Российской Федерации;
3)    Федеральным законом от 24 июня 1998 года №> 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
4)    Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
5)    Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
6)    Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
7)    Законом Краснодарского края от 13 марта 2000 года № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления»;
8)    Законом Краснодарского края от 31 декабря 2003 года № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края»;

2
9)    постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля
1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу
твердых и жидких бытовых отходов»;
10)    постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641»;
11)    СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (введен постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 года № 80);
12)    СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания
территорий населенных мест» (введен заместителем министра здравоохранения
СССР 5 августа 1988 года № 4690-88);
13)    постановление Госстроя России от 21 августа 2003 года № 152 «Об
утверждении Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных
схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации»;
14)    приказ Минприроды России от 14 августа 2013 года № 298
«Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми)
отходами в Российской Федерации»;
15)    постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского
края от 26 сентября 2016 года № 747 «Об утверждении территориальной схемы
по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в
Краснодарском крае».
1. Общие положения
1.1.    Сбор ТКО на территории Краснодарского края обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами (далее - Региональная программа), территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 года № 747 (далее - Территориальная схема), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, и настоящим Порядком.
1.2.    Сбор ТКО на территории Краснодарского края обеспечивается региональными операторами, деятельность которых регулируется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство ТЭК и ЖКХ КК) в рамках заключенного соглашения на основании Территориальной схемы и Региональной программы на основании договоров на оказание соответствующих услуг с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор ТКО самостоятельно или с привлечением операторов.

3
1.3 В настоящем Порядке применяются следующие основные понятия:
«твердые коммунальные отходы (ТКО)» - отходы хозяйственной деятельности населения (приготовление пищи, уборка и текущий ремонт квартир и другое), включая отходы отопительных устройств местного отопления, крупногабаритные предметы домашнего обихода, упаковку, смет с дворовых территорий, отходы ухода за зелеными насаждениями, отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
«отходы для вторичного использования» - отходы, предназначенные для переработки с целью возвращения сырья в хозяйственный оборот - стеклянные бутылки и банки, алюминиевые банки, пластик, текстиль, металлы;
«сбор ТКО» - складирование ТКО в специально отведенных для этого местах;
«контейнер» - пластиковая либо металлическая емкость объемом от 40 до 1100 литров с установленными цветовыми и письменными обозначениями, используемая для накопления ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;
«бункер» - емкость, предназначенная для складирования крупногабаритных отходов;
«крупногабаритные отходы» - ТКО, размер которых не позволяет осуществлять их складирование в контейнерах (мебель, отходы от текущего ремонта жилых помещений);
«контейнерная площадка» - место размещения контейнеров для сбора (накопления) ТКО и бункеров для сбора КГО;
«мусоровоз» - специализированное автотранспортное средство, используемое для транспортирования ТКО;
«специфические коммунальные отходы» - отходы 1, 2 классов опасности, образующиеся в процессе жизнедеятельности населения (осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батарейки и аккумуляторы, отходы лекарственных препаратов, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку и разгрузку контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО);
«потребитель» - собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Другие используемые в настоящем документе понятия употребляются в значениях, которые определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года

4
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и иными нормативными правовыми актами.
1.4.    Настоящий Порядок не регулирует вопросы обращения со
следующими видами отходов:
промышленные отходы;
строительные отходы, образующиеся в результате строительства и капитального ремонта, разрушения зданий и сооружений;
медицинские отходы;
автомобили, их составные части, в том числе автомобильные покрышки;
отходы сбора и обработки сточных вод;
жидкие бытовые отходы, в том числе содержимое септиков и выгребных ям.
1.5.    Региональные операторы и операторы по обращению с ТКО,
осуществляющие свою деятельность на территории населённых пунктов
Краснодарского края, а также потребители их услуг обязаны выполнять
требования настоящего Порядка, при сборе ТКО не осуществлять действий,
влекущих за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и
благоприятную окружающую среду.
2. Сбор ТКО
2.1    Потребители осуществляют складирование ТКО в местах сбора ТКО,
определенных договором с региональным оператором на оказание услуг по
обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой.
В случае если в Территориальной схеме отсутствует информация о местах сбора ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора ТКО в министерство ТЭК и ЖКХ КК.
2.2    Договором могут быть установлены следующие способы
складирования ТКО в местах сбора:
в многоквартирных домах, оснащенных мусоропроводами и мусороприемными камерами, путем приема отходов в мусоропроводы и мусороприемные камеры;
в сменяемые или несменяемые контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (контейнерная система сбора);
в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (бесконтейнерная система сбора).
2.3. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах сбора ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

5 на   специальных   площадках   для   складирования   крупногабаритных отходов.
2.4    Сбор крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Краснодарского края
региональными операторами, в том числе по заявкам потребителей, либо
потребителями самостоятельно путем доставки крупногабаритных отходов на
площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии с Территориальной схемой и указываются в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО.
2.5    Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО и
крупногабаритными отходами с момента их погрузки в мусоровоз в местах
сбора и накопления ТКО и крупногабаритных отходов.
2.6.    Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок,
специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в
соответствии с договором на оказание услуг по обращения с ТКО, обязано
обеспечить на указанных площадках размещение информации о собственнике
площадки, обслуживаемых объектах потребителей, а также об организации,
осуществляющей вывоз отходов с данной площадки, телефона для обращений и
графика вывоза отходов.
2.7.    В контейнере запрещается складировать горящие, раскаленные или
горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы
и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы,
медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред
жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров,
повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по
обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
2.8.    Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в
местах сбора, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
2.9 Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации или настоящим Порядком.
3. Контейнеры для сбора ТКО
3.1. Контейнеры для ТКО предоставляются потребителям региональным оператором либо лицами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ТКО, в соответствии с договорами, заключенными с региональным оператором.

6
3.2.    Для сбора ТКО используются контейнеры от 40 до 1100 литров объема накапливаемых в нем отходов.
3.3.    Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются региональным оператором в соответствии с санитарными нормами и правилами, исходя из числа жителей, проживающих в многоквартирных и жилых домах, для сбора отходов которых предназначены эти контейнеры, и нормативов накопления ТКО.
3.4.    При организации сбора ТКО от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей количество и объем необходимых контейнеров определяются в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО на основании проектов образования отходов и лимитов на их размещение или данных фактически образующихся объемов.
3.5.    Контейнеры должны иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей.

3.6.    Запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере.
3.7.    Контейнеры должны находиться в технически исправном состоянии, должны иметь соответствующий цвет и номер.
3.8.    Контейнеры должны проходить систематическую промывку и
дезинфекцию.
3.9.    В случаях, предусмотренных договором на оказание услуг по
обращению с ТКО, ТКО могут собираться без использования контейнеров, с
использованием специально предназначенных для этого мешков,
предоставляемых потребителям региональным оператором за отдельную плату.
В этом случае масса отходов, размещаемых в мешках, не должна превышать
величины, установленной договором.
3.10.    Частота вывоза ТКО определяется договором с региональным
оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации в
области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.
3.11.    Время вывоза ТКО определяется договором с региональным
оператором, при этом допускается вывоз отходов в ночное время при условии
соблюдения безопасных (допустимых) уровней звука в помещениях жилых
зданий и на территории жилой застройки в соответствии с законодательством
Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического
благополучия человека.
4. Раздельный сбор ТКО 4.1.   Раздельный   сбор   ТКО   предусматривает   разделение   отходов потребителями по установленным видам отходов и складирование ими

7
отсортированных отходов в контейнерах для соответствующих видов отходов.
4.2.    Раздельный сбор ТКО на территории Краснодарского края внедряется
поэтапно в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации и целевыми показателями Территориальной схемы.
4.3.    На первом этапе (2017 - 2027 годы) раздельный сбор ТКО на
территории Краснодарского края внедряется на территории городских округов,
городских и сельских поселений с численностью населения более 10 000
человек по следующим компонентам:
отходы электронного оборудования, специфические коммунальные отходы;
пищевые отходы;
отходы для вторичного использования;
крупногабаритные отходы.
4.4.    На втором этапе (2027 - 2037 годы) раздельный сбор ТКО на
территории Краснодарского края внедряется на территории городских округов,
городских и сельских поселений с численностью населения менее 10 000
человек по следующим компонентам:
специфические коммунальные отходы (батарейки, ртутные лампы и термометры);
пищевые отходы;
отходы для вторичного использования;
крупногабаритные отходы.
4.5.    На третьем этапе (2037 - 2047 годы) на территории Краснодарского
края внедряется раздельный сбор ТКО по следующим фракциям: «стекло»,
«бумага», «пластик», «текстиль», «металлы».
4.6.    Региональный оператор вправе организовывать внедрение
раздельного сбора ТКО по вышеперечисленным фракциям, уведомив об этом
министерство ТЭК и ЖКХ КК в письменном виде.
4.7.    При осуществлении раздельного сбора отходов должны
использоваться контейнеры со следующей цветовой индикацией и
письменными обозначениями:
«бумага» - синий цвет;
«пластик» - оранжевый цвет;
«стекло» - зеленый цвет;
«пищевые отходы» - черный цвет;
«отходы для вторичного использования» - серый цвет;
«отходы электронного оборудования» - коричневый цвет;
«специфические коммунальные отходы» - красный цвет.

8
4.8.    При осуществлении пофракционного раздельного сбора отходов
допускается использование дополнительных цветовых обозначений по
согласованию с министерством ТЭК и ЖКХ КК.
4.9.    Раздельный сбор ТКО от населения при применении бесконтейнерной системы сбора осуществляется в стационарных и передвижных пунктах приема вторичных материальных ресурсов (далее -BMP).
4.10.    Не допускается смешивание раздельно собранных компонентов ТКО, являющихся BMP, и их захоронение.
4.11.    Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в рамках своих полномочий обеспечивают условия для организации пунктов сбора BMP.
4.12.    Стационарные приемные пункты BMP должны располагаться изолированно от жилых домов, детских и лечебных учреждений. Расположение приемных пунктов по отношению к жилым домам должно соответствовать СанПиН 2,2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и согласовано с министерством ТЭК и ЖКХ КК.
5. Сбор отходов электронного оборудования, отходов от использования потребительских товаров, утративших свои потребительские свойства, специфических коммунальных отходов
5.1    Сбор отходов электронного оборудования осуществляется путем
организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов,
оборудованных специальными контейнерами, в том числе через
автоматические устройства для приема отходов.
5.2    Сбор специфических коммунальных отходов осуществляется:
в контейнерах для сбора опасных коммунальных отходов;
с использованием мобильных приемных пунктов, организованных региональным оператором, производителями и импортерами соответствующих потребительских товаров, их объединениями;
предприятиями розничной торговли, осуществляющими продажу электронного и электрического оборудования.
5.3. В каждом многоквартирном доме с числом квартир более 100 управляющая компания обязана обеспечить наличие помещений и контейнеров для сбора отходов электронного оборудования и специфических коммунальных отходов. Размещение таких контейнеров определяется по согласованию с региональным оператором.

9
5.4.    Сбор и накопление ртутьсодержащих отходов должны выполняться
методами, исключающими их бой и разгерметизацию.
5.5.    Хозяйствующие субъекты осуществляют накопление
ртутьсодержащих отходов отдельно от других видов специфических отходов в
неповреждённой штатной упаковке или в другой таре, обеспечивающей их
сохранность при хранении.
5.6.    Хозяйствующие субъекты по мере накопления сдают
ртутьсодержащие отходы на утилизацию, обезвреживание в лицензированные
специализированные организации.
5.7.    Запрещается организовывать места сбора отходов от использования
потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские
свойства, входящих в состав ТКО, на контейнерных площадках и специальных
площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного
согласия регионального оператора.
6. Контейнерные площадки
6.1.    При контейнерной системе сбора накопление ТКО осуществляется на
специально организованных контейнерных площадках.
6.2.    Бремя по организации и содержанию контейнерных площадок,
специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и
территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, возложено:
для площадок, расположенных на придомовых территориях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, - на собственников помещений в многоквартирных домах;
для площадок, расположенных вне придомовых территорий, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, - на собственников земельных участков, на которых расположены такие площадки и территория.
6.3.    Организация контейнерных площадок осуществляется в соответствии
с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88
«Санитарные правила содержания территорий населенных мест» и
градостроительными нормами.
6.4 Контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, образовательных и дошкольных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В исключительных случаях в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, эти расстояния устанавливаются комиссионно по согласованию с собственниками жилья близлежащих домов. Акт комиссии утверждается   администрацией   муниципального   образования.   Запрещается

10
устанавливать    контейнеры    на    проезжей    части,    тротуарах,    газонах    и инженерных коммуникациях.
6.5.    Размер площадок рассчитывается исходя из необходимого
количества контейнеров. Площадка заливается бетоном на высоту не менее
30 см, ограждается с трех сторон и должна быть освещена в темное время
суток. Для поддержания необходимого санитарного состояния контейнеры
должны быть установлены от ограждающих конструкций не ближе 1 м, друг от
друга - 0,35 м. К площадке устраиваются подъездные пути с твердым или
щебеночным покрытием и пешеходные дорожки. На контейнерной площадке
размещается информация о наименовании и контактных данных организации,
осуществляющей сбор и вывоз отходов с данной площадки, а также
организации или лица, ответственного за организацию вывоза отходов.
Желательно оборудование площадки крышей. Площадка должна иметь
специализированный отсек для сбора крупногабаритных отходов.
6.6.    Количество контейнеров на площадке рассчитывается исходя из числа пользователей, но не превышает пяти штук на одной контейнерной площадке.
6.7.    Контейнерные площадки должны быть постоянно очищены от отходов, содержаться в чистоте и порядке. Периодичность санитарной обработки сборников определяется системой сбора и вывоза и принимается: при контейнерной (сменяемой) системе сбора и вывоза отходов - после каждого опорожнения контейнеров, при несменяемой (для жилой зоны) - один раз в 10 дней
6.8    Изменение мест расположения контейнерных площадок для сбора
ГКО и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов
проводится региональным оператором совместно с собственниками земельного
участка, на котором установлена или планируется к установке контейнерная
площадка, по согласованию с потребителями и органами местного
самоуправления.
6.9    Информация о необходимости изменения мест расположения
контейнерных площадок, количестве и объеме размещенных на них
контейнеров ежегодно направляется региональным оператором в министерство
ТЭК и ЖКХ КК для актуализации Территориальной схемы.
6.10.    Контейнерная площадка должна постоянно очищаться от снега и льда, содержаться без отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).
6.11.    Подъездные пути к контейнерной площадке должны иметь допустимую высоту 4 метра и ширину 3,5 метра и быть пригодными для проезда транспортных средств с максимально допустимым весом 30 тонн. Они должны быть достаточно освещены, без ступенек и иных неровностей и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.

11
6.12.    Подъездные пути во время вывоза отходов должны содержаться
свободными. В случае если подъездные пути к контейнерной площадке
заблокированы, организация, осуществляющая сбор отходов, должна
уведомить об этом лицо, осуществляющее управление многоквартирным
домом, и зафиксировать нарушение с использованием фотосъемки или
видеосъемки. В случае если такое нарушение не устранено в течение 10 минут,
вывоз ТКО не осуществляется.
6.13.    Всем контейнерным площадкам и контейнерам региональным
оператором должен быть присвоен идентификационный номер для включения
информации в Территориальную схему.
7. Порядок согласования региональным оператором вопросов организации сбора и транспортировки ТКО с министерством ТЭК и ЖКХ КК и
органами местного самоуправления
7.1.    Для согласования вопросов организации сбора и транспортировки ТКО региональный оператор направляет в адрес министерства ТЭК и ЖКХ КК и органа местного самоуправления письменную заявку с обоснованием необходимости выполнения соответствующих действий.
7.2.    Министерство ТЭК и ЖКХ КК, органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня регистрации обязаны рассмотреть заявку и направить в адрес регионального оператора письменный ответ.
8. Ответственность за нарушение порядка сбора ТКО (в том числе раздельного)
За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Порядка юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
С.И.Удинцев
Заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

Возврат к списку