Вернуться к обычному виду

Пенсионная реформа

Данный раздел формирует представление о процессе обеспечения пенсионного периода государственного и самостоятельного (типичных стратегиях и инструментах накоплений, принципах расчетов результатов накоплений)

Основные аббревиатуры и сокращения, используемые в данном разделе:

ПФР - Пенсионном фонда Российской федерации

ИЛС - Именной лицевой счет

НПФ - Негосударственный пенсионный фонд

УК - Частная управляющая компания

ВЭБ – Внешэкономбанк или государственная управляющая компания

ОПС – Обязательное пенсионное страхование

ДПО – Дополнительное пенсионное обеспечение

Спецдеп. - специализированный депозитарий

Пенсионная реформа

Пенсионная реформа в нашей стране началась 1 января 2002 г. Те, кто сейчас сумеет правильно сориентироваться и использовать возможности, предоставленные пенсионной реформой, смогут подойти к пенсионному возрасту без опасения расстаться с привычным образом жизни, сохранив финансовую независимость.

Следует отметить, что ее положительные результаты будут заметны не ранее чем через 15-20 лет. Тогда богатые пенсионеры, путешествующие по всему миру и помогающие своим внукам, станут реальностью и для России.

Старая система

Раньше в нашей стране существовала распределительная государственная пенсионная система. Распределительный подход - принцип солидарности поколений, при котором находящиеся на пенсию граждане получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами, а точнее — работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты труда (сейчас это единый социальный налог ЕСН).

Возможность государства выполнять свои обязательства перед пенсионерами зависит от соотношения работающих и пенсионеров — чем больше работающих на одного пенсионера, тем лучше. Но структура населения России изменилась. Если в 1960 г. соотношение «работающие/пенсионеры» составляло 10 /1. Для распределительной системы это самая идеальная ситуация, позволяющая при относительно невысоких отчислениях обеспечить высокую пенсию. На пороге 21 века соотношение «работающие/пенсионеры» составило 2 /1, а большинство прогнозов говорит о приближении соотношения 1 /1 уже в 2025-2040 гг.

Реформа

Основная задача реформы – повысить уровень пенсионного обеспечения граждан и вовлечь граждан в процесс формирования будущих пенсий.

Государство снижает свою ответственность за уровень пенсии и перекладывает часть ответственности на граждан. Введена накопительная составляющая пенсии, когда часть уплачиваемых налогов резервируется для выплат конкретным лицам. Такой путь характерен для большинства развитых и развивающихся стран.

Новая система

С помощью накопительного элемента все граждане старше 1967 г. могут увеличить свою государственную пенсию т.к. накопительная часть инвестируется и увеличивается за счет ежегодного дохода.

Новая система имеет двухуровневую структуру.

  • Первый уровень – это государственное обеспечение (пенсия от государства). Она является принудительной, то есть в ней в обязательном порядке участвуют все работающие граждане старше 1967 года рождения.
  • Второй уровень – добровольное пенсионное обеспечение. Его также называют негосударственным пенсионным обеспечением. Это дополнительная пенсия к государственной. Слово «добровольное» является ключевым, так как эту пенсию мы должны создавать себе сами, добровольно, используя различные финансовые инструменты и институты (Пенсионные планы, Негосударственные пенсионные фонды, Страховые компании, инструменты фондового рынка и др.).

Таким образом, теперь не только наши работодатели и государство, но и мы сами должны задуматься о финансовой независимости в старости. Это и большие возможности для увеличения пенсии, но также и большая ответственность за ее размер.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика