Вернуться к обычному виду

Какие они бывают

Несколько слов о финансовых пирамидах


Сегодня вновь отмечаются случаи появления так называемых «финансовых пирамид» - мошеннических организаций, от деятельности которых в 90-е годы 20 века пострадали миллионы россиян.

Классическая «финансовая пирамида» — это ситуация, возникающая в связи с привлечением денежных средств от инвесторов или вкладчиков организацией с одновременной выплатой инвестиционного дохода за счет вновь привлекаемых вкладчиков. Закономерным итогом такой ситуации является банкротство организации и убытки последних инвесторов.

К сожалению, однозначно сказать, что та или иная организация является «финансовой пирамидой» на этапе привлечения этими организациями средств практически невозможно. Можно говорить лишь о некоторых признаках финансовой пирамиды.

Более того, даже установив, что организация обладает такими признаками, пресечь ее деятельность тоже не всегда возможно. Организации-«пирамиды» до определенного времени маскируются под законопослушные, добропорядочные организации и их сущность раскрывается лишь в момент неисполнения ими своих обязательств перед вкладчиками.

Какие они бывают

В настоящее время наблюдается четкая тенденция маскировки финансовых пирамид под три легальных направления работы.

Первое направление заключается в создании неких элитных закрытых клубов, члены которых предполагают получать высокие доходы от определенной деятельности.

Вторым способом является разделение пирамиды на несколько специализированных подразделений, большинство из которых занимаются внешне законной деятельностью и являются официально признаваемым источником получения прибыли. Финансовой основой системы является обычная пирамида из выплат премий ранее вступившим членам за счет взносов вновь вступивших.

Третья форма маскировки финансовой пирамиды сегодня имеет наибольшее распространение и минимально уязвима в юридическом отношении. Она заключается в продаже неких услуг, которые никогда не будут оказаны.

Необходимо отметить, что под определение «финансовая пирамида» попадает не любое предприятие, чья маркетинговая деятельность основывается на сетевом способе распространения товара или услуги, а только то, услугами которого клиент не может воспользоваться в данных конкретных условиях. Деятельность абсолютно законная в одном государстве, может быть финансовой аферой в другой.

Примером подобного изменения конечного смысла одинаковой деятельности являются компании, которые сегодня спекулируют на развитии Интернет и телекоммуникационных технологий. О них необходимо сказать отдельно, так как они обладают признаками современных схем первого и третьего типов. Предлагая "сетевую" схему построения клиентской сети, такие компании предлагают своим клиентам две возможности: вступление в клуб "единомышленников" с последующим правом самостоятельного привлечения новых клиентов и предоставлением личных скидок; и получение сверхбыстрого доступа в Интернет посредством неких высокотехнологичных "боксов" (web-приставок к телевизору).

На практике же, речь идет всего лишь о создании обширной клиентской базы для активной Интернет - торговли чужими товарами и услугами с собственного сервера. Принципиально, в западных условиях, подобная деятельность не носит характера "финансовой пирамиды", так как "боксом" является обычная интернет-приставка (относительно дешевый компьютер с сильно усеченными функциональными возможностями). Она действительно позволяет войти в Интернет, а практика покупок товаров и услуг в Сети на Западе является довольно привычной. Таким образом, в западных условиях, клиентам действительно предлагается сэкономить на разнице в стоимость приставки и полноценного фирменного персонального компьютера, а также, по принятой там клубной системе, воспользоваться определенными скидками при покупке в виртуальном магазине данной компании.

Однако то же, перенесенное в отечественные условия, приобретает смысл финансовой пирамиды, так как эти компании никаких собственных каналов доступа в Интернет не создает, а конечные потребители, как правило, не имеют реальной возможности приобрести товары на сервере компании. В результате, все, кто вступил в "клуб", рассчитывают исключительно на некую отдаленную перспективу (когда "все это непременно заработает") и на привлечение новых клиентов, что позволит вернуть вложенные деньги. Но 95% "партнеров" не только не получают прибыль, а напротив - теряют и свои вложенные. На то и рассчитана всякая пирамида.

Также отметим следующие типы организаций-финансовых пирамид:

1. Финансовые пирамиды могут маскироваться под управляющие компании. В этом случае «приманкой» для инвестора служит фондовый рынок. Объявляется, что деньги инвестируются в фондовый рынок, но фактически никуда не направляются.

Высокие проценты объясняются инвестициями в ценные бумаги и умением управлять деньгами эффективнее, чем банки.

Управляющие компании, привлекающие средства у населения должны иметь лицензию Федеральной службы по финансовым рынкам. Лицензированная компания обязана по требованию раскрывать информацию о себе и своем финансовом положении, а также обязательно рассказывать о рисках, связанных с инвестированием. С инвестором подписывается специальная декларация, в которой сообщается, что человек может потерять часть денег из-за изменения ситуации на рынке ценных бумаг. Нелицензированные организации ничего подобного не предлагают.

2. Фальшивые или нелегальные банки. Во-первых, банк должен иметь лицензию, выданную Центробанком. Во-вторых, все надежные банки, привлекающие средства населения, входят в систему страхования вкладов и обязаны информировать об этом своих вкладчиков. Узнать входит ли банк в систему страхования вкладов можно, обратиться в Агентство по страхованию вкладов (АСВ).сайт

3. Потребительские кооперативы. В этом случае, к сожалению, никакого лицензирования не требуется. Здесь вам честно объяснят, что у вас берут деньги по договору займа, а на это разрешение не требуется. А прибыль формируется от выдачи ваших денег другим членам кооператива, в том числе под залог их недвижимости.

4. Также может использоваться как имидж солидных организаций, так и создаваться организации – клоны. Например, берется название какой-нибудь достаточно известной, финансово-устойчивой организации к которому добавляется пара букв или просто выбирается созвучное названии организации. Или организуется ООО с названием известного ОАО.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика